«Унесённые при́зраками» (яп. 千と千尋の神隠し Сэн то Тихиро но камикакуси?, Сэн и таинственное исчезновение Тихиро) — полнометражный аниме-фильм режиссёра Хаяо Миядзаки. Снят студией «Гибли» в 2001 году. В России выпущен компанией Central Partnership[1]. Премьера фильма в России состоялась 31 декабря 2002 года. Мировые кассовые сборы фильма составили более 274 млн $[2]. Японское аниме, ставшее одной из лучших работ Миядзаки[3][4]. В этом, как и многих других фильмах, Миядзаки помещает отдельные эпизоды, которые могут быть поняты только с позиций последующих, то есть фактически только при повторном просмотре. В России в начале 2003 года фильм был выпущен в кинопрокат и позже был издан на видеокассетах и DVD-дисках.Содержание [убрать]
1 Сюжет
2 Персонажи
2.1 Основные
2.1.1 Тихиро (Сэн)
2.1.2 Хаку
2.1.3 Юбаба
2.1.4 Безликий
2.1.5 Дзэниба
2.2 Второстепенные
2.2.1 Рин
2.2.2 Речное Божество
2.2.3 Бо
2.2.4 Акио Огино (отец)
2.2.5 Юко Огино (мать)
2.2.6 Дедушка Камадзи
2.3 Эпизодические
3 Создатели
4 Озвучивание ролей (сэйю)
4.1 Дубляж в российском прокате
5 Изменения в английской и русской версиях
6 Саундтреки
6.1 Оригинальный саундтрек
6.2 Список оригинальных саундтреков
6.3 Альбом образов
7 Награды
8 Производство
8.1 Основа сюжета
8.2 Задумки
8.3 История в реальном времени
9 Выпуск
9.1 DVD
9.2 Телевидение
10 Даты выхода на экран в других странах
11 Интересные факты
12 Примечания
13 Источники
14 Ссылки
[править]
Сюжет
Отец Акио, мать Юко и их десятилетняя дочь Тихиро переезжают в новый дом, расположенный где-то в глубинке Японии. Перепутав дорогу к новому дому и проехав через странный лес, они попадают в тупик: останавливаются перед высокой стеной, в которой темнеет вход. Войдя туда и проследовав по длинному тёмному туннелю, герои попадают в маленький пустующий городок, похожий на заброшенный парк развлечений, почти полностью состоящий из пустующих ресторанов. Нигде нет ни души, но по приятному запаху отец находит действующий ресторанчик, в котором обнаруживаются столы, ломящиеся от деликатесов и самых различных яств. Решив расплатиться потом, когда появится хозяин, отец с матерью остаются перекусить, а Тихиро отправляется бродить по городу. Выйдя к большому зданию с надписью «Купальни Абура-я», она встречает мальчика Хаку, который требует, чтобы она немедленно бежала отсюда. Сумерки быстро сгущаются, наступает вечер, город наводняют странные тени, появляющиеся отовсюду. Тихиро бросается к ресторану, где оставила родителей, и обнаруживает, что они превратились в свиней. Перепуганная Тихиро бежит туда, откуда они пришли, но на месте сухого каменистого русла — широкая река.
Хаку находит Тихиро и помогает ей: проводит в здание купален и объясняет происходящее. Оказывается, Тихиро с родителями оказались в волшебном мире, куда приезжают боги, духи и сверхъестественные существа со всего света. Хозяйка городка — колдунья Юбаба, под её управлением находятся купальни для богов и духов. Всех, кроме гостей и своих работников, Юбаба превращает в животных. Чтобы получить надежду на спасение родителей и возвращение домой, Тихиро должна потребовать у Юбабы работу — согласно давнему зароку, Юбаба не может никому отказать в этой просьбе. При помощи новых знакомых — деда Камадзи и банщицы Рин — Тихиро удаётся добраться до кабинета Юбабы и получить там работу, а вместе с ней — новое имя. Теперь Тихиро будут звать Сэн, и она будет трудиться, не покладая рук, чтобы помочь своим родителям вернуть человеческий облик и найти путь назад.
[править]
Персонажи
[править]
Основные
[править]
Тихиро (Сэн)
Тихиро Огино (яп. 荻野 千尋 Огино Тихиро?) (сэйю: Хиираги Руми) — главная героиня фильма. В интервью создатель фильма Хаяо Миядзаки упоминает, что Тихиро — самая обычная десятилетняя девочка[5]. Сэйю Хиираги Руми, озвучившая Тихиро для фильма, даёт несколько иную характеристику Тихиро: «Она своенравная и балованная, очень похожа на современных девочек»[5]. Когда родители Акио и Юго сообщают Тихиро, что им придётся переехать в новый дом, девочка сильно расстраивается и начинает капризничать. Она недовольна переездом и заранее считает свою будущую школу скучной и неинтересной. С развитием сюжета Тихиро проявляет свои лучшие черты характера — она ответственна, терпелива и бескорыстна.
На время работы в бане Юбаба даёт девочке имя Сэн (яп. 千) взамен её собственного Тихиро (яп. 千尋), забирая второй иероглиф из имени. Слово «тихиро» переводится как «бездонная глубина»; дословно — тысяча хиро (хиро — мера глубины, 1,81 метра). Иероглиф 千 может читаться и как сэн.
[править]
Хаку
Хаку — ученик Юбабы.
Хаку / Нигихаями кохаку нуси (яп. ハク/ニギハヤミコハクヌシ Хаку?) (сэйю: Ирино Мию) — мальчик, имя которого переводится как «божество янтарной реки». Он появился «неожиданно и непонятно откуда», как и Тихиро (по словам дедушки Камадзи), явился к Юбабе и потребовал работу. Она сделала его своим учеником. Дедушка Камадзи пытался отговорить Хаку, но тот твёрдо стоял на своём и со временем стал правой рукой колдуньи Юбабы. После встречи с Тихиро Хаку помогает ей в её начинаниях. Вскоре Хаку понимает, что встреча с Тихиро постепенно меняет его и напоминает о том, каким он был, и почему он здесь. Память, которую забрала Юбаба вместе с его именем, возвращается, и он вспоминает, что встречался с Тихиро прежде.
На самом деле Хаку не человек, а дракон, хранитель реки в человеческом облике. Когда-то в мире людей Тихиро упала в реку и могла утонуть, если бы не Хаку, который как раз и обитал в этом потоке. Когда Тихиро летит на Драконе от Дзэнибы, она вспоминает этот момент из детства и реку, которая называлась Кохакугава (яп. 琥珀川?, янтарная речка). Хаку тоже вспоминает эту встречу. Он говорит, что его настоящее имя — Нигихаями Кохаку Нуси, Хозяин реки. Он становится человеком, и вместе с Тихиро они летят к купальням Юбабы. Зная своё настоящее имя, он может теперь уйти от Юбабы.
[править]
Юбаба
Юбаба — колдунья и хозяйка купален.
Юбаба (яп. 湯婆婆 Юба:ба?) (сэйю: Нацуки Мари) — хозяйка «заброшенного парка развлечений», учитель Хаку. Страшная колдунья, которая слов на ветер не бросает, не любит, когда ей перечат, но всегда сдерживает свои обещания. Всех держит под каблуком, кроме своего родного сына, которого ужасно балует. Вершит тайные дела у себя в кабинете, посылает Хаку на задания, которые не отличаются безопасностью. Каждый вечер перевоплощается в птицу и проверяет свою территорию. Юбабу часто можно застать за пересчитыванием золота и перебиранием драгоценностей, ей приятно чувствовать себя хозяйкой такого крупного предприятия, с немалым богатством. Юбаба никому не доверяет, но может сделать так, чтобы другие ей верили. Неработающие люди и существа её раздражают, и она расправляется с ними быстро, превращает или в свинью, или в уголёк. Характер Юбабы переменчив, но всё же устойчив, если дело касается крупного обслуживания высокопоставленных духов.
[править]
Безликий
Безликий Бог Каонаси (яп. カオナシ (仮面男) Каонаси?, «мужчина с принятым лицом») — божество, которое не имеет своего лица, постоянно в поисках нового лица. По словам Миядзаки, ему хотелось «показать бога-бродягу, у которого нет дома и аналогов которого нет в японском фольклоре»[6]. Сначала его выбор пал на Тихиро, но когда он предлагал ей помощь, она отказывалась. Потом ему попался жадный лягушонок, который хотел отскрести от пола остатки золотого песка, оставшегося после обслуживания Речного Божества (которое было настолько грязным, что вначале его приняли за Духа помоек). Каонаси съел его и стал таким, каким был лягушонок: ненасытным, жадным, и постепенно стал перевоплощаться в чудовище и поедать работников купален. Он никогда не отличался многословием, но это не считается его недостатком, потому что действия говорят за личность больше, чем слова.
[править]
Дзэниба
Дзэниба (яп. 銭婆 Дзэниба?) (сэйю: Нацуки Мари) — сестра-близнец Юбабы. Живёт в скромном домике с огородом, рядом со станцией «Дно болота», но и в её доме хватает тайн и загадок. Она не одобряла жизни своей сестры, такой пышной и богатой, поэтому предпочла не связывать себя с этим. Но Юбаба не дала Дзэнибе забыть о их связи, она посылает Хаку украсть печать у Дзэнибы. Он украл печать, за что Дзэниба предпринимает попытку его убить. Тихиро решает вернуть печать и спасти Хаку. Дзэниба жестоко поступает с Хаку (потому, что «он вор»), после того, как Хаку крадёт у неё печать. Но всё же она прощает его, показывая, что от любого дурного поступка можно очиститься. Она рада и тому, что Каонаси остался с ней, потому что самой с хозяйством, хоть и с небольшим, справляться трудно — ведь при этом она старается не использовать колдовства. На прощание Дзэниба подарила Тихиро резиночку для волос, которую все, кто были у Дзэнибы, сплели вместе. Дзэниба заботлива и скромна по своей природе, не требует ничего большего от жизни, но, как можно убедиться, способна дать жёсткий отпор.
[править]
Второстепенные
[править]
Рин
Рин (яп. リン Рин?)[Прим. 1] (сэйю: Тамай Юми) — девушка-служащая в банях Юбабы. Является наставницей Тихиро, которая стала работать у Юбабы. При первой встрече с Тихиро Рин постоянно торопила её, называла неумёхой, неуклюжей и указывала на все недостатки. Но как только Рин узнала, что Тихиро получила работу, она была искренне за неё рада и обещала свою помощь во всём, сразу становясь в глазах Тихиро новым другом. Ворчливый, но добродушный человек, не лишённый очарования. Её мечта — накопить денег, чтобы уехать.
[править]
Речное Божество
Речное Божество (яп. 川の神 кава но ками?, речное божество) (сэйю: Хаяси Коба), «Дух помоек», как назвала этого духа Юбаба, потому что в том, что пришло в бани, нельзя было разглядеть Речное Божество. По словам Миядзаки, «этот бог является небольшой аллегорией загрязнённых рек»[6]. Этот Дух помог Тихиро, отблагодарив её за работу, дав нигаданго (исцеляющий «горький пирожок», а не золото), который в дальнейшем поможет ей в некоторых безвыходных ситуациях.
[править]
Бо
Бо (яп. 坊 Бо:?)[Прим. 2] (сэйю: Камики Рёносукэ) — ужасно избалованный и капризный малыш, сын Юбабы, который в несколько раз больше её самой. Он никогда не покидал своей комнаты из-за страха матери перед всевозможными инфекциями. Юбаба нечасто его посещала, только когда он сильно начинал бушевать и она бежала его успокаивать, ублажая его душу новыми игрушками или сладостями. Но при встрече сестра Юбабы превращает Бо в хомяка, и он отправляется с Тихиро к Дзэнибе. После возвращения Бо уже не кажется таким капризным, как раньше.
[править]
Акио Огино (отец)
Акио Огино (яп. 荻野 明夫 Огино Акио?) (сэйю: Наито Такаси) — отец Тихиро, 38 лет. Он оптимистичен и нередко необоснованно уверен в себе. Любит риск, тайны и плотно поесть. Неплохо разбирается в истории некоторых мест или городов. Не любит спешить, делая всё наиболее медленным образом, лишь бы подальше от того, чего не хотелось бы совершать.[источник?] Раздражительно относится к замечаниям в свой адрес и никогда не воспринимает их. Акио руководит остальными, не слушая, что хорошо, а что плохо, только по собственной интуиции. В этом персонаже режиссёр, как видится, показал косность, глупость и некоторую недалёкость типичного современного взрослого (наверное, и семейного) обывателя.[7] Пустой взгляд (как у него, так и у его жены), почти животное поведение в отношении еды, полное отсутствие понимания природы и её красоты. Ему свойственна также беспардонность, уверенность в том, что всё можно оплатить деньгами. Дочь здесь постоянно противопоставляется своим родителям.[источник?]
[править]
Юко Огино (мать)
Юко Огино (яп. 荻野 悠子 Огино Ю:ко?) (сэйю: Савагути Ясуко) — мать Тихиро, 36 лет. Она реалистичная и сильная женщина. В чём-то схожа со своим мужем, но более спокойна, уравновешенна и не так раздражительна. Знает имена почитаемых духов и божеств. Несколько пренебрежительно относится к Тихиро и Акио, по большей части полагаясь на Акио и следуя ему.[источник?] Она кажется слабохарактерной, и, видимо[7], так оно и есть, учитывая её поведение.
[править]
Дедушка Камадзи
Дедушка Камадзи.
Дедушка Камадзи (яп. 釜爺 Камадзий?) (сэйю: Бунта Сугавара) — шестирукий истопник в банях Юбабы. Почти все время проводит в работе — даже ест и спит, не покидая рабочего места. Он является как бы проводником для Тихиро в новом для неё мире, потому что первым указывает ей на правила, которые здесь царят, — он делает это не только при помощи слов, но и самим своим видом. Обладающий на первый взгляд устрашающей внешностью — множеством рук, которые способны, казалось бы, до бесконечности растягиваться (в соответствии со спецификой занятия), усами Фридриха Ницше и глазами, скрытыми за тёмными стёклами очков, — он на самом деле преисполнен добродушия и готовности помочь. В душе он добряк и романтик. В первую же минуту знакомства с Тихиро он обманывает одну из работниц (Рин) и говорит, что это его внучка, и даже отдаёт часть своего обеда, чтобы Тихиро устроили на работу. Он также нередко говорит о любви и пытается помочь девочке. Камадзи, которого другие работники ласково называют «дедушка», — действительно «хранитель очага» купален Абура-я, представляющий суть всего коллектива как организма, на деле, как это частенько бывает, сознательно оторвавшего себя от своей харизматичной начальницы и даже в некоторой мере морально противостоящего ей.